Стажировка сетевых детских садов «Школа Росатома» в Голландии

С 27 марта по 1 апреля прошла образовательная стажировка для педагогических и руководящих работников детских садов инновационной сети образовательных организаций «Школа Росатома» в Голландии.

Напомним, что МБДОУ №37 «Теремок» вошел в число сетевых дошкольных образовательных учреждений «Школы Росатома» в ноябре 2016 года.

Участникам была сформулирована задача: осуществить позиционную рефлексию событий стажировки через «экспертные очки», которые предоставляют возможность разглядеть суть того, что происходит в детских садах Голландии, которые посетили участники стажировки. По очереди, каждая команда детского сада примеряла эти «очки», ежедневно примеряя разные:

  • очки «предметно-развивающая среда»;
  • очки «игра как ведущая деятельность дошкольника»;
  • очки «событийная педагогика»;
  • очки «детская инициатива»;
  • очки «познавательное (когнитивное) развитие»;
  • очки «взаимодействие взрослого и ребенка».

Представляем дневник стажировки команды МБДОУ №37 «Теремок».

День первый. Очки «Взаимодействие взрослого и ребенка»

Для команды стажеров из Железногорска – педагогов детского сада для детей с нарушением зрения, символично, что рефлексия происходит в «очках». Очки являются главным атрибутом при взаимодействии с нашими воспитанниками. Как специалисты, мы знаем: важно, чтобы очки были подобраны правильно и не искажали действительность.

Первый день стажировки проходил на базе ассоциации ISSA (International Step by Step Association). В ассоциацию входит 70 организаций из различных стран, в том числе и России. Один из фокусных принципов качественной педагогики Ассоциации – взаимодействия (педагог-ребенок, педагог-педагог, педагог-семья), способствующие непрерывному развитию ребенка. В наших «очках» мы отчетливо увидели, что ребенок в этих взаимодействиях главный, во имя него – ребенка, всё происходит.

Удивительным для нас было то, что все 70 организаций сумели договориться о характере взаимодействий и установили значимые уважительные отношения между всеми участниками образовательного процесса (когда есть стремление услышать голос каждого).

Сегодня несколько раз прозвучала мысль: «Ребенку хорошо тогда, когда хорошо педагогу». Голландские коллеги особо подчеркивали, как важно создать условия для профессионального роста воспитателя/учителя. Нет задачи оценить, кто лучше. Каждый должен иметь безопасное место, где он (педагог) может говорить о своих профессиональных дефицитах. Учитель/воспитатель – это не та профессия, где ты можешь быть один.

Мы решили, что в конце каждого дня будем задавать себе вопрос: «Какого цвета стали наши «очки» от увиденного?» Сегодня наши очки стали оранжевого цвета: было много солнца, позитивного общения, плодотворного взаимодействия.

День второй. Очки «Предметно-развивающая среда»

Второй день мы провели в Гааге, в школе – центра BredeBuurt. Её посещают дети с 2-х до 13-ти лет. Это большое современное здание: светлое, просторное, удобное, с огромным спортивным залом, амфитеатром, просторной и уютной столовой, оборудованными классами, крышей, предназначенной для прогулок и игр, многофункциональными холлами. Организация среды обеспечивает комфортное пребывание в школе и детям, и педагогам. Весь третий этаж школы отдан специалистам. Здесь удобно разместились: врач, логопед, психолог, педагоги, обеспечивающие дополнительное образование (активности ребенка). Здесь же находится учительская. Это не комната, заполненная столами с стопками тетрадей. Это уютная, просторная гостиная, где есть кухонная и мягкая зоны, а также место для встреч и бесед.

В классах и коридорах мы видели многочисленные следы детской деятельности. Всё пространство школы доступно для ребенка. Нет «прилизанности», «убранности». Много природных и неоформленных материалов. Всё пространство живое и динамичное.

Территория школы – это открытое пространство. Панорамные окна, стеклянные двери и стены позволяют делать педагогический процесс абсолютно открытым. Жители района по своему желанию могут прийти и погулять с детьми на игровых площадках школы. Педагоги и дети называют территорию школы «наш парк». Главное, что вся школа – это центр для общения и культурной жизни округа. Даже для взрослых предусмотрено время для спортивных занятий, дружеского общения. В школе проходят концерты и социальные акции.

Школа расположена в Гааге. Пространство города полно символов: огонь мира – как символ безопасности, Биненхов – как символ традиций и исторической памяти, парк Марудорам – как символ патриотизма, уютные кафе – как символ гостеприимства, пляж – как символ единения с природой. Ребенок погружен в этот символический мир с детства, что несомненно влияет на его судьбу и миропонимание.

Сегодня наши «очки» зеленого цвета. Мы считаем, что в школе центра BredeBuurt для детей создано экологическое пространство, воспитывающее здорового и жизнерадостного ребенка.

День третий. Очки «Игра как ведущая деятельность дошкольника»

Нам очень повезло, потому что удалось обнаружить множество фактов существовании игры в образовательном пространстве Амстердама. Мы посетили два учреждения по уходу за детьми с рождения до 4-х лет. В первом учреждении используется Реджио-педагогика.

В начале встречи было продекларировано, что игра является важной деятельностью и обучение проводится в игровой манере. Мы действительно увидели, что в среде есть условия для развития образной игры (кроватки для кукол, куклы разных рас, кухонные принадлежности), для дидактической игры (для развития мелкой моторики, вкладыши, счетный материал), для строительных игр (конструкторы, природные материалы: дощечки, чурбачки, палочки). Мы не смогли обнаружить предметы-заместители, неоформленный материал для развития воображения в ходе творческой игры. Вместе с тем, можно отметить натуральность игровых материалов, их экологичность и высокое качество. Даже очень пристальный взгляд не помог нам увидеть следы развернутой игровой деятельности, за исключением ситуации прогулки, когда дети в песочнице по подражанию педагогу приготовили «угощение» и устроили в песочнице «прием гостей», причем, воспитатель охотно вступала в игровое взаимодействие. На улице также есть условия для игры в семью – кухня с реальной кухонной утварью.

Второе учреждение расположено на настоящей ферме. Главной идеей является природосообразное развитие ребенка. Это место, где дети могут соприкоснуться с природой: ухаживать за настоящими животными, кормить их, наблюдать за их ростом. Вместе с тем, на ферме дети имеют возможность играть в различные игры: семью, рыцарей, спортивные, настольные и компьютерные игры. Интересно то, что сюжетно-ролевая игра, со слов хозяйки фермы Анжелы, проходит в хлеву в непосредственной близости с животными.

У нас сложилось впечатление, что педагоги целенаправленно не руководят развитием игровой деятельности, но Анжела рассказывала, что педагоги любят играть с детьми. По мнению хозяйки фермы, детям в 4 года (в Голландии дети поступают в школу в четыре года) рано приступать к школьному обучению и получать академические знания. Ферма предоставляет возможность детям, уже посещающим школу, играть в свое удовольствие после уроков. Может быть поэтому такое учреждение пользуется популярностью.

Программа по собственному замыслу в образовательном пространстве Амстердама позволила нам найти идею для встраивания образовательного события дошкольников в пространство города. Тема события «Путешествие» может начаться в детском саду и перерасти в путешествие по каналам Амстердама. В ходе игры-путешествия можно включить проблемную ситуацию: как поднять крупногабаритный груз на верхний этаж дома не используя лестницу (в старых домах они очень узкие). Мы как дети играли в первооткрывателей, примерили на себя шляпу Петра I и в полном смысле этого слова открыли для себя Амстердам.

Сегодня наши очки были радужными. Мы познакомились с абсолютно разными подходами к развитию ребенка и увидели контрасты Амстердама.

День четвертый. Очки «Событийная педагогика»

Сегодня нашу стажерскую группу разделили на небольшие подгруппы. Каждая подгруппа посещала свой детский сад, но мы убедились, что во всех дошкольных учреждениях г.Утрехта единая концепция образования.

Нам легко было увидеть событие, так как длительное время мы находились в группах, играя и общаясь с детьми и воспитателями. Мы смогли пронаблюдать следующую событийную ситуацию: педагог поставил перед детьми проблемную задачу (заболел игровой персонаж). Дети выбирали вариативные способы решения данной ситуации, обыгрывали их и испытывали яркие эмоции по поводу найденных решений. Эмоциональную окраску событию придавали имитационные песенки и ритмичные движения, которые исполняли дети с воспитателем. В процессе события прослеживались элементы обучения: как понять, что человек заболел? Как ему можно помочь? Как понять, что он выздоровел? В результате проблемная ситуация была разрешена и появился продукт детской деятельности.

Программа по собственному замыслу проходила в знаменитом парке тюльпанов «Кёкенхоф». Наверное, для детей дошкольного возраста, созерцание цветов не самое интересное занятие. Замечательно, что организаторы парка предусмотрели игровые блоки: контактный зоопарк, лабиринт из туи, спортивную площадку и карусели.

Сегодня наши очки желтого цвета как тюльпаны Голландии.

День пятый. Очки «Детская инициатива»

Сегодня мы посетили Montetessorischool Valkenbos. Эту школу посещают дети от 6 месяцев до 13 лет. На презентации мы увидели несколько небольших фильмов, как голландские педагоги работают с детской инициативой. В основном эти инициативы связаны с познавательным развитием ребенка.

В классах для детей дошкольного возраста (в Голландии он длится до 4 лет) среда была организована таким образом, что она, на наш взгляд, предоставляла недостаточные возможности выбора и проявления инициативы. В начальной школе мы могли наблюдать, как дети в специально организованной Монтессори-среде могли свободно выбирать и действовать по своей инициативе. Также нам была представлена доска выбора как способ поддержки инициативы детей. С помощью этой доски дети после уроков выбирают центр, где они хотят провести время.

В заключении встречи нам было представлено дерево приоритетов/фокусов голландской педагогики. Корнями дерева является безопасность ребенка, особенно в проявлении эмоций. Нас порадовало то, что приоритеты российской педагогики после введения ФГОС ДО и голландской совпадают.

Сегодня наши «очки» были голубого цвета с надеждой на новые дружеские встречи и благополучное возвращение домой!

 

С записями дневника других пяти детских садов – участников сети «Школы Росатома» можно познакомиться на сайте проекта – http://rosatomschool.ru.

 

12

 

Анонс

  • 1
  • 2
  • 3
Пред След

О взыскании компенсации

30-03-2023

Уважаемые родители (законные представители)!   Во исполнение требования прокуратуры ЗАТО г. Железногорск разъясняем Вам о возможности обращения в прокуратуру города с заявлением о взыскании компенсации морального вреда в пользу Ваших детей в...

Подробнее »

Прием заявлений на ЕГЭ 2024

28-11-2022

Прием заявлений на ЕГЭ 2024

С 01.12.2023 по 01.02.2024 в Красноярском крае будет проходить прием заявлений на ЕГЭ 2024 года.  Подать заявление  

Подробнее »

Подача заявления на зачисление в 1-й класс общеобразовательн…

11-02-2022

Подача заявления на зачисление в 1-й класс общеобразовательного учреждения через федеральный портал государственных услуг (2024 год)

Законный представитель (заявитель) ребенка может направить в ОО электронное заявление на зачисление будущего первоклассника в 1 класс (новый набор) с двух порталов государственных и муниципальных услуг: ЕПГУ (Единый портал государственных и...

Подробнее »

Независимая оценка качества образования.

Актуально

75 лет победе 1 ban 1-1 2 ban 2-1 2 ban 3-1 2 ban 4-1-2 ban 5-1 2 ban 26 1-2 ban 6 1 2 ban 7-1 2 ban 8-1 2  ban 27-1-2 ban 24 1-2 ban 9-1 2 ban 10-1 2 ban 11 1 2 ban 12-1-2  ban 13-1 2 ban 14-1-2 ban 25-1-2 ban 16-1-2 ban 17-1-2 ban 18-1-2  ban 19-1-2 ban 20-1-2 ban 21-1-2 ban 22-1-2 ban 23-1-2 ban n-3  ban korr 2    4pedagog